Среди автолюбителей ходит слух, что если протереть грязный номерной знак или фары после остановки инспектором, пристегнуть ремень или включить свет, то это повлечет невозможность применения наказания. По КоАП устраненное на месте нарушение не освобождает автолюбителя от административной ответственности. Ведь для составления постановления или протокола инспектору ГИБДД достаточно визуально выявить факт нарушения, которое имело место до устранения.
Предупреждение по КоАП не может быть дано устно. Оно выносится в письменном виде при рассмотрении административного материала.
Но не все так однозначно, как кажется. Разберем случаи, когда страж порядка, скорее, не будет оформлять правонарушение в связи с потенциальным риском отмены, а также как повлиять на решение инспектора.
В статье не идет речи о противозаконных способах «решения вопросов на месте».
Рекомендации к устранению на месте
Предложенные варианты развития событий будут зависеть не только от вашего поведения, но и от расположения духа инспектора ГИБДД. Не стоит воспринимать их как клише, каждый случай индивидуален. Исходим из наилучшего варианта развития событий или указываем на их безысходность. Поехали!
Грязные фары или фонари
Запачканные внешние осветительные приборы внесены в перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Причина запрета - повышенный риск аварийной ситуации на дороге: автомобиль становится плохо заметен другим участникам движения, при загрязнении передних фар — снижается видимость самого водителя.
По этой причине за испачканные приборы освещения Кодексом РФ об Административных правонарушениях установлено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей (ч.1 ст.12.5).
Избежать наказания в ясную, давно установившуюся летнюю погоду вряд ли получится, поскольку инспектору будет понятно, что грязные фары – результат небрежного отношения автомобилиста. Наказание в этом случае правомерно и справедливо.
Остановка же ТС в непогоду наряду с незамедлительной очисткой световых приборов может сыграть на руку. При этом поясняем инспектору, что загрязнение произошло в момент движения и возможности проконтролировать это с места водителя не было. Наказание в этом случае также правомерно, но несправедливо, бесчеловечно.
Предусмотрительность автолюбителя покажет инспектору отсутствие умысла на совершение правонарушения, а также стремление не нарушать пункт 2.3.1 ПДД.
Нечитаемые регистрационные знаки
Ситуация во многом схожа с предыдущей. За управление транспортным средством с нечитаемыми госномерами предусмотрена аналогичная ответственность (предупреждение или штраф в размере 500 рублей), но только по ч.1 ст.12.2 КоАП РФ.
Разница лишь в том, что испачканный регистрационный знак опасности для окружающих или самого водителя не представляет. Напротив, в некоторой степени это защищает последнего, ведь табличка ГРЗ становится невидимой для автоматических средств фото- видеофиксации. Посягательство на охраняемые законом отношения кроется как раз в этом. Шанс успешно воспользоваться нормой о малозначительности правонарушения здесь стремится к нулю. Сухая погода также перейдет в аргументы сотрудника ДПС.
Остановили в непогоду? — Ссылаемся на невозможность сохранить номера чистыми в таких условиях. Разумеется, незамедлительно принимаем меры к удалению загрязнения. Для большей убедительности обещаем инспектору ГИБДД делать периодические остановки в пути для проверки состояния госномеров.
Умышленное загрязнение госномера или посторонние предметы на нем — лишний повод для инспектора оформить административный материал.
Выключенный ближний свет в дневное время
Экспериментально установлено, что включенный ближний свет помогает акцентировать внимание других водителей на машине. По мнению экспертов, аварийность на дорогах снизилась примерно на 25% с момента введения обязательного использования фар, ПТФ или ДХО в дневное время.
Санкция за езду без света днем предусмотрено статьей 12.20 КоАП РФ. Наказание аналогично предыдущим: предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
При попадании в поле зрения автоинспектора, продемонстрируйте исправность световых приборов автомобиля. Вдобавок сошлитесь на регулярно уделяемое световому оборудования внимание: регулярное слежение за работоспособностью и своевременную замену перегоревших огней. Забывчивость спишите на то, что вас кто-то отвлек. Сделайте акцент на впервые допущенное недоразумение и обещайте впредь быть бдительнее.
Стоянка в жилой зоне с запущенным двигателем
Рассматриваемое нарушение может потревожить тишину и спокойствие людей, нанести вред экологии. При всем этом серьезной общественной опасности оно не представляет.
Во дворах нельзя осуществлять стоянку с запущенным двигателем (более 5 минут).
Если жильцы дома сообщили об этом в дежурную часть или по телефону «02», то сообщение будет зарегистрировано и наряд ДПС обязан будет отреагировать на него: приехать и задокументировать обстоятельства нарушения, опросить заявителей и очевидцев. В этом случае уйти от ответственности по ч.2 ст.12.19 КоАП РФ возможно едва ли. Но и доказать стоянку с запущенным мотором в случае чего также проблематично – не думаем, что в течении этого времени кто-то находился около выхлопной трубы и снимал видео.
При выявлении правонарушения лично инспектором следует незамедлительно заглушить мотор, объяснив недоразумение простой задумчивостью над важной жизненной проблемой и потерей счета времени. Далее поблагодарите инспектора за ответственное отношение к службе и дайте обещание не допускать подобного в другой раз. Иными словами, покажите свою озабоченность спокойствием и безопасностью людей.
Исключения из правил
Рассмотрим ситуации, когда устранение нарушения на месте никак не повлияет на назначение наказания.
Тонировка или автошторки
Миф о том, что инспектор ГИБДД не сможет выписать штраф, если убрать тонировку со стекол в его присутствии, активно используют в маркетинге недобросовестные продавцы быстросъемной тонировочной пленки или шторок.
Закон такой нормы также не содержит. Снятие пленки или шторок после остановки сотрудником ГИБДД будет лишь поводом не оформлять требование об устранении.
Управление ТС в состоянии опьянения
Правонарушения в состоянии не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица — освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от поведения правонарушителя.
Непристегнутый ремень безопасности
Читая статью, можно помыслить, что ремень можно пристегнуть при инспекторе и избежать наказания. Помните, что исход зависит не только от вас. Подобными действиями мы роем яму себе сами. Гораздо проще остановиться чуть поодаль, пристегнуть ремень, а при подходе инспектора отстегнуться.
Личный опыт
Опираясь на личную статистику, инспектора ГАИ охотнее «прощают» водителей, если санкция вменяемой статьи КоАП содержит вынесение предупреждения.
Однажды я вез немного нетрезвого друга на автомобиле его отца. После требования инспектора остановиться мы пришвартовались к обочине. Я попросил приятеля добавить к его состоянию побольше болезности и вышел из машины. Инспектор представился, потребовал документы на автомобиль.
Машина принадлежала отцу товарища и, естественно, ни о каком полисе ОСАГО, где он или тем более я были бы вписаны, помыслить не приходилось Однако была инициирована имитация бурной деятельности по его поиску. СТС же на машину имелось и было передано по требованию.
Комичности ситуации придало то, что товарищ все-же нашел страховку. Инспектор, взглянув на нее, с ухмылкой произнес: «А есть что-нибудь посвежее?». Посмотрев на бланк, я понял, что он был неактуален уже 5 лет.
На этом самом моменте я решил попытаться взять ситуацию в свои руки. Штраф мог омрачить и без того впервые непростую поездку на машине с рулем в бардачке (правым). Я пояснил стражу порядка, что товарищу стало очень плохо и он попросил отвезти меня домой в другой город (прописка была действительно там). Инспектор взглянул на развалившегося на переднем пассажирском бледно-зеленого Женьку, попросил меня не забывать включать ближний свет для езды, а также пожелал счастливого пути.
Как видим, простой социальный инжиниринг и небольшая импровизация творят чудеса, оставляя выходцев из ситуации без наказания.