- Если попали в яму или люк – является ли это ДТП?
- Выбоина или колдобина — есть ли разница
- Открытый люк
- Какие повреждения дороги допустимы?
- Что делать при попадании в яму, люк или на рельс?
- Шаг 1. Оформить ДТП
- ГИБДД хотят вменить пункт 10.1 ПДД?
- Как писать объяснение
- Шаг 2. Обратиться в экспертную организацию
- Шаг 3. Получите возмещение ущерба
- Экипаж ДПС уехал. Что дальше?
- Есть КАСКО
- Есть только ОСАГО
- Как найти ответственную организацию
- Стоимость обращения в суд на дорожную службу
- Можно ли уехать, если нет желания обращаться за компенсацией?
- Видео по теме
Если попали в яму или люк – является ли это ДТП?
Да, является. Значение аббревиатуры «ДТП» обозначено во 2 статье ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», а также в ПДД. Согласно правовым нормам, дорожно-транспортное происшествие не обязательно должно сопровождаться столкновением двух и более автомобилей и/или человеческими травмами.
Происшествие будет являться ДТП в том случае, когда соблюдаются 2 критерия:
- автомобиль участвовал в процессе дорожного движения
- есть любой материальный ущерб, либо раненые или погибшие в результате аварии люди.
При этом не имеет значения, попало ли в яму только переднее колесо или заднее, или оба сразу.
Официальная статистика ГИБДД говорит о том, что далеко не каждый автомобилист готов бороться за свои права и судиться с дорожниками, ведь таких аварий гораздо больше:

Выбоина или колдобина — есть ли разница
Дорожные неровности можно называть как угодно: ямы, выбоины, колдобины, ухабы и прочее. Независимо от того, из-за какого вида повреждений дорожного полотна автомобилю был причинен ущерб, вы вправе требовать его возмещения. Указанные в статье действия применимы к любым типам неровностей.
Открытый люк
Эксплуатирующие организации ответственны за состояние люков. Плотно закрыт и не предоставляет угрозы для человека – люк в нормальном состоянии. При проведении работ допускается открытое положение с ограждением вокруг колодца. Наезд на огороженный люк может повлечь взыскание ущерба с водителя за порчу имущества (заграждения или доборного кольца).
Какие повреждения дороги допустимы?
Существует «ГОСТ Р 50597-2017», содержащий информацию допустимых размеров ям для дорог общего пользования:
- длина отдельной ямы – до 15 см;
- ширина — до 0,06 м2 (60 см);
- глубина — до 5 см.

Если хоть один из параметров ямы превышает допустимый размер, то ее считают не вписывающейся в норму и на ее устранение дается не более 10 дней.
ГОСТ содержит и допустимое отклонение люка по вертикали и даже выступ рельса – не более 1 см относительно проезжей части.
Знание приведенного ГОСТа очень полезно при защите собственных прав.
Что делать при попадании в яму, люк или на рельс?
Разберем пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за ямы, открытого люка, торчащего рельса…

Шаг 1. Оформить ДТП
Опираясь на пункты 2.3.4, 2.5, 2.6.1, 7.2 ПДД необходимо:
- Остановить (не трогать с места) ТС
- Включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки, соблюдая меры предосторожности при нахождении на проезжей части
- Освободить проезжую часть, если для других участников движения создается препятствие, предварительно зафиксировав (на камеру или телефон) положение ТС относительно объектов дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также повреждения автомобиля.
Постарайтесь отобразить на фото/видео как можно больше деталей. Практика показывает, что фото хорошего качества повысят шанс благоприятного исхода в судебном разбирательстве с дорожниками. Делайте фотографии повреждений (как на дороге, так и на самом автомобиле) с разного ракурса и расстояния. Это необходимо для «привязки» предметов к конкретной местности. Повреждение дорожного покрытия крайне желательно производить с линейкой.
- Записать имена, адреса и телефоны очевидцев (при наличии)
Осмотритесь вокруг – возможно рядом есть какие-то торговые точки (ларьки, киоски), пешеходы или другие участники движения. Даже если свидетелей факта наезда никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия происшествия. Показания очевидцев о повреждениях машины суд также учтет.
- Сообщить о происшествии в Госавтоинспекцию
Не затягивайте со звонком в ГИБДД. Ваше сообщение обязаны принять и зарегистрировать. Времени до приезда экипажа вполне хватит для самостоятельного сбора доказательств.
- Подайте прибывшим инспекторам письменное заявление об административном правонарушении организацией, ответственной за состояние дороги на участке.
Благодаря задействованию органов исполнительной власти, шанс поиска ответчика в суде многократно увеличивается.
ГИБДД хотят вменить пункт 10.1 ПДД?
На практике никаких «если водитель бы был внимательным, он бы заметил» быть не может, это прямо указано в определении № 84-КГ17-8 Верховного Суда РФ.
Как писать объяснение
Откажитесь писать под диктовку инспектора ДПС, также избегайте изобличающих фраз о невнимательном слежении за дорогой, нарушении скоростного режима и др. Объяснение составляйте в ключе, что яма или другой дорожный дефект возник внезапно, сразу после обнаружения было применено торможение, но избежать ДТП не удалось.
Шаг 2. Обратиться в экспертную организацию
Именно для выявления скрытых повреждений (элементов подвески, днища, выхлопной системы и прочего) стоит прибегать к независимой оценке, поскольку в справке о ДТП наверняка укажут то, что видно невооруженным глазом.
После согласования с экспертами даты осмотра, обязательно уведомьте об этом виновника, направив письмо с уведомлением о приглашении на осмотр поврежденного автомобиля, указав дополнительно время и место.
Оповещение можно произвести и в ходе личной встречи с подтверждением вручения. Впрочем, вне зависимости от метода оповещения, подтверждение об этом обязательно.
Стороны осмотра должны подписать документ оценочной процедуры. Замечания и возражения должны также документироваться.
Шаг 3. Получите возмещение ущерба
После получения отчета экспертной организации об оценке стоимости ущерба предъявите претензию лицу (опционально), ответственному за содержание автодороги с дефектом, с требованием возместить причиненный ущерб.
Приложите к претензии документы, полученные в ГИБДД и копию экспертного заключения.
Если виновник отказывается добровольно возмещать ущерб или вовсе не отвечает на претензию в течение месяца, обратитесь с исковым заявлением в суд. В иске укажите обстоятельства, на которых основываются требования, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Экипаж ДПС уехал. Что дальше?
Выбор варианта последующих действий зависит от типа страхования машины.
Есть КАСКО
Получаем справку о ДТП на месте или в территориальном органе ГИБДД и едем на осмотр в страховую. Разумеется, договор страхования должен покрывать поврежденные детали (начиная с резины и дисков).
Есть только ОСАГО
Для ОСАГО подобного типа происшествия не являются страховым случаем. Деньги обязана возместить организация, обслуживающая соответствующий участок дороги.
Как найти ответственную организацию
- Через заявление в ГИБДД на месте происшествия (способ рассмотрен выше)
- Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Туда должны прийти все документы о ДТП, а также акт о ненадлежащем состоянии дороги.
- Обратиться в муниципалитет
Стоимость обращения в суд на дорожную службу
Судебные тяжбы – недешевое удовольствие. При обращении в суд оплачивается госпошлина, на размер которой влияет цена иска.
Для расчета обратимся к подпункту 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ.
- размер иска до 20 000 руб. — 4 % от суммы иска, но не менее 400 руб.;
- размер иска от 20 001 руб. до 100 000 руб. – госпошлина составляет 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 руб.;
- сумма иска от 100 001 руб. до 200 000 руб. – госпошлина 3 200 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 руб.;
- сумма иска от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – госпошлина 5 200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 руб.;
- если иск на сумму свыше 1 000 000 руб. – госпошлина 13 200 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.;
При благоприятном исходе дела, сумма судебных издержек взыскивается с ответчика.
Можно ли уехать, если нет желания обращаться за компенсацией?
Решение принимается исходя из последствий. С одной стороны, при наличии ущерба, место происшествия покидать нельзя. С другой, если водитель, попав в яму не причинил никому ущерба (кроме себя), то он может покинуть место ДТП. Такую позицию поддерживают Верховный и Конституционный суды.
Тем не менее, мы не рекомендовали бы просто уезжать при наличии ущерба только вашему авто. При беглом осмотре можно попросту не заметить повреждений, а после при движении обнаружить, что автомобиль ведет вправо или влево, загорелся чек или руль встал в неестественное положение или окажется, что колесо все-таки пробито и спустило, возможно погнут диск, но будет поздно.
Мы за активную гражданскую позицию и добросовестное исполнение обязательств по содержанию дорожного полотна.