Что делать, если попали в яму или люк на дороге и повредили машину?

яма на дороге ДТП

Если попали в яму или люк – является ли это ДТП?

Да, является. Значение аббревиатуры «ДТП» обозначено во 2 статье ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», а также в ПДД. Согласно правовым нормам, дорожно-транспортное происшествие не обязательно должно сопровождаться столкновением двух и более автомобилей и/или человеческими травмами.

Происшествие будет являться ДТП в том случае, когда соблюдаются 2 критерия:

  • автомобиль участвовал в процессе дорожного движения
  • есть любой материальный ущерб, либо раненые или погибшие в результате аварии люди.

При этом не имеет значения, попало ли в яму только переднее колесо или заднее, или оба сразу.

Официальная статистика ГИБДД говорит о том, что далеко не каждый автомобилист готов бороться за свои права и судиться с дорожниками, ведь таких аварий гораздо больше:

Выбоина или колдобина — есть ли разница

Дорожные неровности можно называть как угодно: ямы, выбоины, колдобины, ухабы и прочее. Независимо от того, из-за какого вида повреждений дорожного полотна автомобилю был причинен ущерб, вы вправе требовать его возмещения. Указанные в статье действия применимы к любым типам неровностей.

Открытый люк

Эксплуатирующие организации ответственны за состояние люков. Плотно закрыт и не предоставляет угрозы для человека ­– люк в нормальном состоянии. При проведении работ допускается открытое положение с ограждением вокруг колодца. Наезд на огороженный люк может повлечь взыскание ущерба с водителя за порчу имущества (заграждения или доборного кольца).

Какие повреждения дороги допустимы?

Существует «ГОСТ Р 50597-2017», содержащий информацию допустимых размеров ям для дорог общего пользования:

  • длина отдельной ямы – до 15 см;
  • ширина — до 0,06 м2  (60 см);
  • глубина — до 5 см.
Что делать, если попали в яму или люк на дороге и повредили машину?
Иллюстрация: pravo.ru

Если хоть один из параметров ямы превышает допустимый размер, то ее считают не вписывающейся в норму и на ее устранение дается не более 10 дней.

ГОСТ  содержит и допустимое отклонение люка по вертикали и даже выступ рельса – не более 1 см относительно проезжей части.

Знание приведенного ГОСТа очень полезно при защите собственных прав.

Что делать при попадании в яму, люк или на рельс?

Разберем пошаговый алгоритм действий при повреждении автомобиля из-за ямы, открытого люка, торчащего рельса…

яма на дороге

Шаг 1. Оформить ДТП

Опираясь на пункты 2.3.4, 2.5, 2.6.1, 7.2 ПДД необходимо:

  1. Остановить (не трогать с места) ТС
  2. Включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки, соблюдая меры предосторожности при нахождении на проезжей части
  3. Освободить проезжую часть, если для других участников движения создается препятствие, предварительно зафиксировав (на камеру или телефон) положение ТС относительно объектов дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также повреждения автомобиля.
Неудовлетворительное состояние дороги — не гарантирует компенсацию ущерба. Вас обязательно будут обвинять в неправильно выбранной скорости, невнимательности, позднем торможении и прочих вещах, содержащихся в разделе 10 ПДД. Хорошие доказательства — шанс подтверждения выполнения необходимых действий для исключения ДТП.

Постарайтесь отобразить на фото/видео как можно больше деталей. Практика показывает, что фото хорошего качества повысят шанс благоприятного исхода в судебном разбирательстве с дорожниками. Делайте фотографии повреждений (как на дороге, так и на самом автомобиле) с разного ракурса и расстояния. Это необходимо для «привязки» предметов к конкретной местности. Повреждение дорожного покрытия крайне желательно производить с линейкой.

Если вы находитесь вне населенного пункта в темное время суток или в условиях ограниченной видимости – наденьте световозвращающий жилет.
Оформить такое ДТП по европротоколу нельзя, потому как участвует лишь один автомобиль. Также нельзя покидать место происшествия по причине того, что доказать факт повреждений из-за попадания в конкретную яму, будет почти невозможно.
  1. Записать имена, адреса и телефоны очевидцев (при наличии)

Осмотритесь вокруг – возможно рядом есть какие-то торговые точки (ларьки, киоски), пешеходы или другие участники движения. Даже если свидетелей факта наезда никто не видел, то стоит найти людей, которые подтвердят последствия происшествия. Показания очевидцев о повреждениях машины суд также учтет.

  1. Сообщить о происшествии в Госавтоинспекцию

Не затягивайте со звонком в ГИБДД. Ваше сообщение обязаны принять и зарегистрировать. Времени до приезда экипажа вполне хватит для самостоятельного сбора доказательств.

До составления схемы ДТП покидать место происшествия нельзя. При этом схему стоит удостоверить и свидетелям. При несогласии с составленной стражем порядка схемой – укажите в ней ваши возражения.
  1. Подайте прибывшим инспекторам письменное заявление об административном правонарушении организацией, ответственной за состояние дороги на участке.

Благодаря задействованию органов исполнительной власти, шанс поиска ответчика в суде многократно увеличивается.

После рассмотрения дела об административном правонарушении получите документы в ГИБДД. Они будут содержать сведения о виновном в содержании дороги лице.

ГИБДД хотят вменить пункт 10.1 ПДД?

На практике никаких «если водитель бы был внимательным, он бы заметил» быть не может, это прямо указано в определении № 84-КГ17-8 Верховного Суда РФ.

Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. 

Как писать объяснение

Откажитесь писать под диктовку инспектора ДПС, также избегайте изобличающих фраз о невнимательном слежении за дорогой, нарушении скоростного режима и др. Объяснение составляйте в ключе, что яма или другой дорожный дефект возник внезапно, сразу после обнаружения было применено торможение, но избежать ДТП не удалось.

Шаг 2. Обратиться в экспертную организацию

Именно для выявления скрытых повреждений (элементов подвески, днища, выхлопной системы и прочего) стоит прибегать к независимой оценке, поскольку в справке о ДТП наверняка укажут то, что видно невооруженным глазом.

После согласования с экспертами даты осмотра, обязательно уведомьте об этом виновника, направив письмо с уведомлением о приглашении на осмотр поврежденного автомобиля, указав дополнительно время и место.

Оповещение можно произвести и в ходе личной встречи с подтверждением вручения. Впрочем, вне зависимости от метода оповещения, подтверждение об этом обязательно.

Если виновник (представитель) не явится на осмотр, эксперт проведет его без участия второй стороны.

Стороны осмотра должны подписать документ оценочной процедуры. Замечания и возражения должны также документироваться.

Не забывайте сохранять чеки об услугах. Средства, затраченные, к примеру, на эвакуацию ТС, его оценку, можно включить в исковые требования.

Шаг 3. Получите возмещение ущерба

После получения отчета экспертной организации об оценке стоимости ущерба предъявите претензию лицу (опционально), ответственному за содержание автодороги с дефектом, с требованием возместить причиненный ущерб.

Приложите к претензии документы, полученные в ГИБДД и копию экспертного заключения.

Если виновник отказывается добровольно возмещать ущерб или вовсе не отвечает на претензию в течение месяца, обратитесь с исковым заявлением в суд. В иске укажите обстоятельства, на которых основываются требования, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Забота об автомобиле

Экипаж ДПС уехал. Что дальше?

Выбор варианта последующих действий зависит от типа страхования машины.

Есть КАСКО

Получаем справку о ДТП на месте или в территориальном органе ГИБДД и едем на осмотр в страховую. Разумеется, договор страхования должен покрывать поврежденные детали (начиная с резины и дисков).

Есть только ОСАГО

Для ОСАГО подобного типа происшествия не являются страховым случаем. Деньги обязана возместить организация, обслуживающая соответствующий участок дороги.

Обязательно потребуется проведение независимой экспертизы. Устранение повреждений ТС до осмотра крайне нежелательно.
Дальнейшие инструкции применимы для всех ТС, у кого нет КАСКО (либо есть, но договор не покрывает такой тип ДТП).

Как найти ответственную организацию

  1. Через заявление в ГИБДД на месте происшествия (способ рассмотрен выше)
  2. Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Туда должны прийти все документы о ДТП, а также акт о ненадлежащем состоянии дороги.
  3. Обратиться в муниципалитет
Если установить виновника не удалось, то в роли ответчика может выступать администрация города или района. Практике известны случаи, где ответчиками выступали до 10 организаций.

Стоимость обращения в суд на дорожную службу

Судебные тяжбы – недешевое удовольствие. При обращении в суд оплачивается госпошлина, на размер которой влияет цена иска.

Для расчета обратимся к подпункту 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ.

  • размер иска до 20 000 руб. — 4 % от суммы иска, но не менее 400 руб.;
  • размер иска от 20 001 руб.  до 100 000 руб. – госпошлина составляет 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 руб.;
  • сумма иска от 100 001 руб.  до 200 000 руб. – госпошлина 3 200 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 руб.;
  • сумма иска от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – госпошлина 5 200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 руб.;
  • если иск на сумму свыше 1 000 000 руб. – госпошлина  13 200 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.;

При благоприятном исходе дела, сумма судебных издержек взыскивается с ответчика.

Можно ли уехать, если нет желания обращаться за компенсацией?

Решение принимается исходя из последствий. С одной стороны, при наличии ущерба, место происшествия покидать нельзя. С другой, если водитель, попав в яму не причинил никому ущерба (кроме себя), то он может покинуть место ДТП. Такую позицию поддерживают Верховный и Конституционный суды.

Тем не менее, мы не рекомендовали бы просто уезжать при наличии ущерба только вашему авто. При беглом осмотре можно попросту не заметить повреждений, а после при движении обнаружить, что автомобиль ведет вправо или влево, загорелся чек или руль встал в неестественное положение или окажется, что колесо все-таки пробито и спустило, возможно погнут диск, но будет поздно.

Мы за активную гражданскую позицию и добросовестное исполнение обязательств по содержанию дорожного полотна.

Видео по теме

Оцените статью
Гуру ПДД
Добавить комментарий